Что означает владение математикой?
Это есть умение решать задачи,
причем не только стандартные, но и
требующие известной независимости мышления,
здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
Л. Пойа.
Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как нестандартность мышления, динамизм, мобильность. Формирование компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования.
Компетенции рассматриваются как новая единица измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Федеральные государственные стандарты определили системно-деятельностный подход ведущим в учебном процессе средней общеобразовательной школы и обусловили применение педагогических технологий, обеспечивающих компетентностный результат.
Методы активного обучения обеспечивают активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций, проведении деловых игр, облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
В учебной деятельности я успешно использую следующие педагогические технологии:
- технологию личностно ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская),
- информационно - коммуникационные (И. Роберт),
- технологию проблемного обучения (Д. Дьюи),
- здоровьесберегающие технологии( О.В. Петров),
- технологию разноуровневого обучения (Г.К. Селевко),
- технологию проектного обучения (Д. Дьюи),
- технологию деятельностного метода обучения (Л.Г. Петерсон),
- игровые технологии обучения,
и методы обучения:
- постановка проблем для решения как реальных, так и учебных задач,
- использование разных источников знания – людей, опытов, книг, аудиовидеотехники, интернета и др.,
- организация работы в группах и парах,
- эвристическая беседа,
- организация учения как исследования, эксперимента,
- игровые методы,
- дистанционное обучение,
- индивидуальные занятия.
Технология |
Цель использования технологии |
Порядок использования технологии |
Результат |
Личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) |
Создание необходимых условий для обучения и развития каждого учащегося, учитывая индивидуальную способность усвоения полученной информации. Эффективное накопление каждым ребёнком своего опыта. Выявление реальных интересов детей. Стремление к самостоятельному поиску путей решения поставленной проблемы. Формирование умений планировать свою деятельность на уроке, правильно распределять рабочее время |
Разработка рабочих программ, адаптированных на особенности восприятия и развития учащихся конкретного класса. Разработка индивидуальных заданий. Подбор дидактических материалов с дифференцированным подходом. |
Происходит максимальное развитие индивидуальной познавательной способности учащихся. Возрастает эффективность учебной деятельности |
Формирование умений работать с информацией. Развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. |
Разработка интерактивного сопровождения к урокам. Задания детям по созданию мультимедийных презентаций. Использование социальных сервисов для организации проектной деятельности, творческой работы учащихся. Использование возможности сети Интернет для работы с родителями. Регулярная работа с электронным журналом. Создание печатных дидактических материалов. Создание презентаций к выступлениям. |
Повышение мотивации учащихся при изучении предмета. Повышение темпа урока. Расширение кругозора. Формирование навыка исследовательской деятельности. Обеспечение доступа к различным справочным материалам. Повышение процента успеваемости (100%). |
|
Повышение прочности знаний. Формирование способов самостоятельной деятельности. Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных способностей и творческого мышления. |
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов- задач для активизации обучения. Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: -постановку преподавателем учебно- проблемной задачи, -создание для учащихся проблемной ситуации; -осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; -применение данных способов для решения конкретных систем задач. |
Развивается познавательная самостоятельность Формируется мотивация учения. Развиваются мыслительные способности. Возникает потребность овладения новыми знаниями, умениями и навыками, новыми способами действий. Приобретается опыт сотрудничества учителя и ученика. |
|
Здоровьесберегающие технологии(О.В. Петров) |
Обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе. Сформировать необходимые знания, умения и навыки по ценности здоровья и здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. |
Нормативная дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учётом работоспособности учащихся. Разноуровневые задания. Гуманное отношение к детям. Совместная работа с психологом и родителями. Использование внешней мотивации. Соблюдение гигиенических норм. |
Благоприятный эмоциональный климат на уроке. Развиваются потребности в здоровом образе жизни. Формируется сознательное отношение к своему здоровью. Адаптация учащихся к социуму. |
Успешность освоения программного материала каждым учеником Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей. |
Создание атмосферы, благоприятной для учащихся. Активно общаться с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут. Обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять" столько, сколько он может). |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Возрастает эффективность учебной деятельности. |
|
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. |
Постановка значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Выдвижение гипотезы ее решения, формулирование цели, планирование, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. |
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Происходит развитие у обучающихся исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). |
|
Каждый ученик должен иметь возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. |
Мотивирование к учебной деятельности, актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение. |
Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. |
|
Активизация и интенсификация учебного процесса. |
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; -учебная деятельность подчиняется правилам игры; -учебный материал используется в качестве ее средства; -в учебную деятельность вводится элемент соревнования; -успешное выполнение поставленного задания связывается с игровым результатом. |
Приобретается опыт взаимодействия, взаимоответственности, сотрудничества, сопричастности и сопереживания общему делу. Возрастает эффективность учебной деятельности за счет группового эффекта. Повышается мотивация к изучению предмета. |